При слове «вуду» многие современные люди представляют какие-то зловещие картины – жертвоприношения, зомби и куклы, которые приносят что-то лихое в наш мир. Однако это всего лишь вид религии, который присущ некоторым западноафриканским народам, встретить приверженцев вуду можно и на других материках, в тех местах, куда африканцы добрались в силу тех или иных обстоятельств (например, Гаити, Куба и Луизиана).
Считается, что религия вуду образовалась в результате симбиоза традиционных верований людей в разных африканских регионах и католицизма. Это произошло тогда, когда французы рабов из Африки привезли на Гаити. В основном, на эти территории попали народы из западноафриканской Дагомеи и центральноафриканского Конго.
Рабам запрещалось глубоко изучать распространённую там католическую религию, чтоб люди не узнали свои истинные права. В таких условиях им приходилось изощряться, делая вид, что они почитают католических святых, хотя они продолжали верить в национальные божества.
В общем, эти религии были весьма схожими в главных принципах:
- есть единый Высший Бог;
- наличие сверхъестественных созданий;
- людям помогают духовные существа;
- иная жизнь после физической смерти в этом мире.
В результате африканские традиции стали разбавляться христианскими нюансами, добавлялись новые персонажи, ритуалы модифицировались. Все эти процессы и привели к образованию в итоге новой для мира религии – вуду.
Данная религия основывается на таком взгляде: всю Вселенную населяют духовные существа различной природы, добрые и злые, которые вливаются во все сферы человеческой жизнедеятельности, давая, например, здоровье или хвори, благосостояние или нищету.
Этих духов называют лоа, они – посредники с Высшим Богом. Не смотря на то, что они постоянно контактируют с людьми, общаться с лоа могут лишь определённые последователи вуду, жрецы – унганы (колдуны, мужчины) и мамбо (колдуньи, женщины).
Вместе с лоа есть и другие духовные существа, а всего их три вида:
- лоа;
- божественные близнецы (мистическая двуличность всего существующего, например, радость и грусть, добро и зло);
- духи мёртвых (имеется в виду те души, которые уже покинули наш мир, но ещё не присоединились к остальным предкам).
В соответствии с вуду души всех нас имеют две части:
- непосредственно та энергия, которая и отвечает за жизнеспособность, то есть после смерти она улетучивается;
- индивидуальная энергия, которая наделяет личность особыми свойствами.
Большая
часть всех ритуалов призвана излечивать от болезней. Обычно местом проведения таких церемоний выступает храм или площадка возле него. Жрецам отводится главенствующая и руководящая роль в этом действе, во время которого служат духовным сущностям и предлагают им жертвы, чтобы те дали совет или оказали определённую помощь.
Все ритуалы сопровождаются африканскими ритмами через удары барабанов и танцы. Причём кто угодно из присутствующих может впасть в транс, что означает присутствие в теле лоа. Обычно для получения результата приносят жертвы – животных, которые отдают свою энергию жизни лоа, фрукты, овощи, минералы или иные предметы.
Отличием вуду от иных религий и культур можно назвать специфический взгляд на тёмную часть души человека и тех же лоа. Привычным делом стало объединение колдунов (бокоров) в негласные сообщества, где они практиковали чёрную магию во всевозможных аспектах:
- насылали на недруга порчу, а в качестве объекта визуализации использовали куклу из воска;
- оживляли давно умершие тела, получая зомби с полностью подчинённым сознанием.
Обращение к таким мастерам было редкостью, однако при необходимости бокоры гарантировали зловещий и действенный результат.
Религия вуду и День Предков
Те, кто проповедуют вуду, постоянно находятся в связи со своими предками, особенно с недавно умершими, так как такими душами нельзя пренебрегать. Их присутствие должно ощущаться в каждом действии.
Последователи вуду настолько уважают свой род, что обычным для них является иметь собственное кладбище для семьи, чтобы у каждого умершего была своя могила, оформленная максимально роскошно (гробницы, склепы и всевозможные помещения для почтения памяти).
На могилах жители Африки зажигают огни и читают молитвы – так предки постоянно ощущают свою значимость, а живущие получают от них благословения и помощь.
В быту это проявляется так, что в каждом доме имеется специальный уголок, отведённый для памяти своих умерших родственников – туда ставят их фигурки или фотографии. Там же оставляют и их любимую пищу. Обычно в субботу подносят какую-то жертву.
Так как сильно почитает род религия вуду, и День Предков поэтому считается одним из первостепенных. Ключевыми действующими персонажами в такое торжество считаются хранители кладбищ, одетые в чёрные и фиолетовые одежды. Они могут позволить себе поведение с эротическим подтекстом, что является знаком для лоа и означает готовность к принятию духов.
В этот день (2 ноября) люди посещают могилы своих близких. Там организовываются ритуалы с песнями и танцами, чтобы духовные существа обратили внимание на землян и соединили их с потусторонним миром.
В такое время жрецы могут исцелять, трактовать будущее. Празднование к вечеру переносится в храмы, куда люди приходят уже в белых одеяниях.