Однажды Уганду навестил Государственный струнный квартет из Вильнюсса. Многие люди, особенно европейцы, были явно удивлены тому, что мысль послать в африканскую страну музыкантов, исполняющих классику, стала реальностью.
Скептики твердили, что концерт обязательно закончится провалом, так как африканский народ не знает и вряд ли поймет классическую музыку. Но к большому удивлению все места были заняты. После выступления музыкантов многочисленный зал взорвался от аплодисментов, даже те, кто не верил в успех такого концерта – хлопали стоя.
В чем же заключался такой большой успех этого выступления? Конечно в том, что музыканты все делали искренне, а самой главной причиной восторга было то, что африканский народ в корне очень музыкален
Музыка сопровождает каждого жителя этого континента на протяжении жизни, в разных областях Африки ценятся свои ритмы. Музыкальные инструменты передаются из поколения в поколение, и многие из них сохранились до наших времен, большинство людей учатся играть на чём-то с самого детства. В формировании личности африканца пение и танец, да и музыка в целом играют значительную роль.
В Африке крайне мало праздников, на которых бы не звучала музыка, не было бы драйвовых танцев и интереснейших песен. В танцах принимают участие все, кроме стариков, которые, сидя в сторонке, напевают песни и пытаются воспроизвести заданный ритм.
Музыка, песня, ритмы присутствуют в любой жизненной сфере и сопровождают так всю жизнь людей африканских народов. Музыкальных инструментов в Африке огромное количество, они изготавливаются из всевозможных материалов:
- слоновой кости;
- дерева;
- кожи;
- бамбука;
- металла;
- рогов;
- камней;
- и даже из местных высушенных плодов.
В Африке существует мнение, что нет там такого исходного материала, из которого нельзя было бы изготовить тот или иной музыкальный инструмент.
Самым распространенным, даже в наше время, является барабан. Жизнь человека здесь немыслима без его ритма, он рождается, женится и даже умирает в сопровождение его звуков. Инструментов у африканского населения особенно много, каждый из которых имеет свое место в племени, свое имя и голос, не похожий друг на друга.
С давних времен самым главным считался военный барабан, он предупреждал мирных граждан о внезапно случившемся нападении врага. Его ритм был известен как детям, так и старцам. В мирное время этот звук будил людей на работу, зазывая их расчищать поля, либо строить дороги и мосты.
В Уганде насчитывается около сотни разных видов барабанов. Они могут быть как весьма мелкие, так крупные, размеры могут достигать и полутора метров. Большинство тех, которые были предназначены для королевских семей и связаны с их традициями утеряли свое значение, вместе с их хозяевами.
К сожалению, их можно увидеть теперь только в музеях, иногда для этого можно отправиться в частные коллекции. Жизнь других же продолжается и сейчас, и их голос не менее привлекателен, чем века назад.
Самый популярный и всеми любимый барабан – это, конечно, тот, который воспроизводит танцевальный ритм. Здесь очень часто можно услышать фразу: «барабан делает танец», и мало кто из присутствующих слушателей не захочет присоединиться и пуститься в пляс под звуки барабанов.
Танцующих каждую минуту становится все больше, а музыкант все быстрее ударяет по натянутой барабанной коже, его руки мелькают все чаще, и уже не понятно и не видно, как возникают эти звуки. Когда достигнута невероятная скорость ритма – такая дробь вдруг обрывается, наступает тишина и все танцоры замирают.
Значение африканских ритмов в современной музыке
Музыка славянских народов очень мелодична и гармонична, в ней очень мало взрывных звуков, которые могут даже образовывать инфразвуковые биения. Под нашу музыку очень легко и хорошо размышлять, думать о чем-то важном.
Но если необходимо взбодриться, то тогда как раз подойдет музыка африканских народов. Вот почему африканские ритмы в современной музыке занимают значительное место. Некоторые люди придерживаются мнения, что во время наблюдения барабанных ритмов организм самостоятельно пополняется таким веществом, как эндорфин.
.jpg)
Музыка, появившаяся в 20-м веке – блюз, джаз, регги фанк, техно и т. д., практически вся, в разной, конечно, степени, имеет корни из традиционных африканских песен, а также местных ритмов. Если разобраться, то эта музыка в сознании людей возникла всё же недавно.
Одним из первых хитов, в создании которого были задействованы подобные африканские ритмы, стал хит Manu Dibango – Macossa. Он сразу занял лидирующее место на нью-йоркской диско-сцене.
Если говорить обо всех африканских ритмах, то никак нельзя не сказать о настоящем титане своего дела Фела Аникулапо Кути, он был лидером известной нигерийской группы и записал более семидесяти альбомов.
Сейчас, если кто-то хочет поближе познакомиться с музыкой и ритмами Африки, может это сделать достаточно просто, благодаря нескольким лейблам, которые регулярно переиздают запоминающиеся образцы в африканской музыке 60-70-х годов. Поэтому африканские ритмы, несомненно, должны остаться надолго в современной музыке.