Для многих людей наскальные рисунки Африки остаются загадкой по сей день, но нет ничего красивее, чем эта старинная доисторическая живопись.
Национальные парки и заповедники Африки не все могут похвастаться наличием сохранившихся петроглифов, которые были нанесены на скалы еще во времена охотничьего периода.
Сюда относится Сахара и Северная Африка, горы Джебель-Амур и Ксур, Тассилин-Аджар, Феццане и Тибести.
Чаще всего в Африке изображали Древнего буйвола. Считается, что это животное вымерло незадолго до нашей эры. А вот раньше буйволов здесь было много, причем охотились тут на них так же, как в Европе на бизонов.
Петроглифов этого периода было много. Не только буйвол изображался на скалах, но и разнообразные животные, мифические существа, а также другие непонятные объекты.
Некоторые исследователи уверены, что африканцы, в частности египтяне, пытались донести до будущих поколений с помощью наскальных рисунков информацию об опасности, которая их могла бы поджидать либо с далеких земель, либо даже с неба (из космоса).
![наскальные рисунки](/images/naskalnie-risunki-kosmos.jpg)
Культура Африки такова, что она иногда предполагала нанесение одних изображений поверх других.
На этот счет вот что говорят психологи: жители Африки создавали некий фильмы, который могли просматривать нескольким поколениями.
Таким образом, нанося один наскальный рисунок на другой, африканцы продлевали исторические события, которые они олицетворяли в виде изображений.
Самые крупные наскальные рисунки Африки
Гора Ксур отличается тем, что на ней вырезана огромная наскальная фигура буйвола. Причем и тело, и рога достаточно симметрично отображены древними людьми.
Размер наскального рисунка – около 3 метра, причем линия выреза максимально ровная и отточенная.
Сегодня так и не представляется возможным установить, с помощью какого инструменты вырезались наскальные изображения, поскольку если учитывать особенности развития человека тех времен, которые установила современная наука, то у человека на тот момент мог быть только заостренный камень.
Но как можно вырезать с помощью камня на камне настолько ровную линию? Остается загадкой.
![наскальные рисунки](/images/naskalnie-risunki-buivol.jpg)
Среди самых крупных, сохранившихся по сей день, наскальных рисунков можно встретить такие:
- Тассилин-Аджар. Уэд Джерат. Здесь изображен носорог, который достигает высоты 8 метров;
- Тассилин-Аджар. Уэд Джерат. Композиция наскальных рисунков состоит из жирафов, которая включает фигуры животных (по 7 метров в высоту). Всего композиция занимает больше 80 квадратных метров на поверхности скалы.
Большинство петроглифов на самом деле поражают даже современного человека.
![наскальные рисунки](/images/naskalnie-risunki-nosorog.jpg)
Чтобы изобразить, точнее вырезать, подобное крупное изображение, нужно было бы владеть уникальным даром, если работа должна была производиться с помощью камня.
![наскальные рисунки](/images/naskalnie-risunki-zhirafi.jpg)
Также остались не забыты Египетские боги, изображения которых были нанесены немного в непривычной для нас форме. Но именно так, видели их древние египтяне.
![наскальные рисунки](/images/naskalnie-risunki-bogi.jpg)
Мало наскальных рисунков сохранилось в Африке, но сегодня доказано, что большинство из тех, которые когда-то существовали, только частично повредились, деформировались, разрушились или рассыпались, но определить их возраст и то, что было вырезано, вполне возможно.
Как рисовались наскальные рисунки
![наскальные рисунки](/images/naskalnie-risunki-1.jpg)
Существует теория, в соответствии с которой петроглифы проходили такие стадии обработки:
- сначала с помощью каменного молотка набивался «набросок»;
- далее выемка, образованная молотком, подчищалась и обрабатывалась;
- затем наскальный рисунок шлифовали;
- при необходимости наносили краски.
Такой вывод удалось сделать после того, как были найдены одни из самых древних наскальных рисунков в Африке.
На начальных этапах развития живописи выемки не шлифовались, поэтому до сих пор можно наблюдать углубления от ударов.
В последующем, как предполагается, африканцы научились шлифовать и делать линии более аккуратными. Что они использовали для шлифовки – точно не установлено.
Одна из самых популярных композиций наскальных рисунков, где нарисован то ли ритуал, то ли шествие людей с головами шакалов, был сильно поврежден.
Несмотря на то, что скалы – это твердая порода, годы, перепады температур и дожди дали о себе знать.
Где можно увидеть наскальные рисунки в Африке
![наскальные рисунки](/images/naskalnie-risunki-2.jpg)
В Африке петроглифы сохранились в таких государствах:
- Эфиопия;
- Танзания;
- Алжир;
- Марокко;
- Ливия;
- Кения;
- Замбия;
- Мозамбик;
- Ангола;
- Заир.
Список можно расширять, но основное количество примеров наскальной живописи сосредоточено именно здесь.
Интересно особенно то, что в Европе тоже была распространена наскальная живопись, но именно в Африке она сохранилась лучше, причем касается это даже пещер, где высокий уровень влажности и неблагоприятные условия для сохранения структуры поверхности скал.
Впрочем, одно из основных отличий африканских наскальных рисунков состоит в том, что она часто предполагала применение красящего элемента, оксида железа, который придавал петроглифам светло-желтый оттенок. А вот в той же Европе этот цвет не использовался, зато в почете был красный и все его оттенки.