Следует понимать, что музыка Африки – это не одно понятие, имеющее чёткое определёние, а совокупность разнообразных музыкальных культур, так как африканские ритмы отличаются в разных регионах материка.
Чаще всего этот термин соотносят с теми фольклорными произведениями музыкального направления, которые исполнялись негроидными народами в западном, центральном и южном субрегионах Африки.
При этом североафриканские музыкальные нотки совершенно иного характера. Музыка в таких странах, как Египет, Марокко, Ливия, Алжир и Тунис, относится больше к средиземноморской культуре, так как этот регион исторически к нему ближе.
Уже в далёкие времена север Чёрного континента был связан с востоком, Индией и Персией с помощью различных торговых путей и караванов. В связи с этим арабская и мусульманская культура оказывала воздействие на здешние народы в течение тысячелетия.
Также мало общего с традициями Африки имеют земли Абиссинского плоскогорья, ведь на этом участке материка музыкальная культура формировалась с участием иных древних культур:
Жители африканского побережья на юго-востоке постоянно находились в связи с Китаем, Цейлоном и Индией, с которыми обменивались товарами и культурными наработками.
Традиционная музыка Африки формировалась среди народов негроидной расы:
- в центре;
- на юге;
- и западе материка,
На эти земли влияние оказывала Азия. Этот участок отличен от всех остальных уникально
й музыкальной культурой, которая абсолютно была не похожа на остальные. Здесь всегда использовались национальные музыкальные инструменты Африки придающие каждому произведению особые нюансы.
Исторически народы Африки не раз перемещались по континенту в поисках новых областей для проживания. Это способствовало смешению не только народностей, но и их культур, поэтому современная музыка Африки являет собою сложную смесь различных направлений и ритмов.
Исследователи данного направления мало знакомы со всеми элементами музыки Африки, так как её многогранность велика, к тому же изучению этого сложного явления уделялось немного внимания. Точно известно лишь то, что музыкальные культуры разных народов с общими условиями жизни похожи, многие из них играли на *африканском барабане* – основном музыкальном инструменте, создающем особую атмосферу.
Современная музыка Африки
Так как каждый негроидный народ по-разному развивал свою культуру, то и их музыкальное искусство формировалось в различное время в разных условиях:
- корни лежат в древности;
- развитие происходило во время средневекового расцвета цивилизаций Африки;
- более поздний период формирования.
На начало двадцатого века почти все музыкальные произведения африканцев были фольклорными. Профессиональное искусство можно было услышать лишь при правительственных дворах в таких странах:
Процветавший в то время колониальный режим тормозил развитие культуры местных народов. Одновременно с этим процессом происходило влияние на покоренные народы завоевателей, которое проявлялось и в культурной сфере. Так современная африканская музыка явно отражает это иностранное влияние в таких странах:
Та же современная музыка Африки, которую сейчас можно слышать в африканских сёлах, является чаще всего традиционной и неизменной, ведь коренные жители сохраняли в глухих поселениях свою историю и культурное наследие.
На основе традиционных форм возникали новые жанры, как, например музыка регги с которой часто ассоциируют всю Африку. Теперь классические образы и элементы выразительности, используемые и сотни лет назад, просто управляются современными темами и смыслом новых произведений.
Лучшие композиции современной музыки Африки сохраняют колоритные древние особенности, и при этом дополняются иностранными нотками, языком и обновлённым звучанием. В таком тандеме африканского и иностранного истинная культура Чёрного континента раскрывается очень страстно и живо.
Подобные работы присущи известнейшему музыканту Африку Симону который всегда помнит о своих корнях, поэтому использует традиционные зажигательные африканские ритмы в своих композициях. Он добивается разнообразия в звучании за счёт лучших мировых тенденций музыки.
Многие музыканты современных независимых африканских государств получали профессиональное образование в учебных заведениях Европы, прославляя и там свою Родину, например:
- Кейта Фодеба из Гвинеи;
- Жорж Кабаселе из Конго.
В основном сейчас создаются произведения различных музыкальных жанров:
- массовые песни;
- лирические песни;
- музыкально-драматические сюиты.
И все они связаны с африканской историей, так как либо рассказывают о событиях из жизни различных народов, либо созданы на основе традиционных форм и фольклорных произведений.