Древнеегипетская культура является особенной, она до сих пор интересна людям и исследователям всего мира, её наследие определённо велико в рамках всей планеты.
Отдельная и существенная её часть отводится всяческим божествам, разнообразие которых немаленькое. Всем известен такой персонаж, как Амон-Ра бог солнца ведь его почитали повсеместно, в его честь совершали обряды и строили величественные здания. Однако не меньше внимания следует уделить и Анубису, египетскому богу смерти, ведь его влияние и авторитет также не ставились под вопрос.
Этот бог покровительствовал мёртвым, сопровождая их на главный суд, также он отвечал за соответствующие места погребения. Ещё процесс мумифицирования, как, в общем, и всё, что хоть как-то касалось смерти, находились в зоне влияния Анубиса.
Он считается сыном другого великого бога – Осириса, которого совратила богиня Нефтида. И при этом его культ был более ранним, он зародился в эпоху около 2 500 лет до нашей эры, местом начала его почитания стал египетский город Кинополь, который навсегда закрепил звание центра поклонения Анубису. Отсюда и по всему Египту подобное верование распространилось быстро.
В древнейшие времена Анубис, египетский бог смерти, единолично правил этой сферой жизни:
- владел загробным миром;
- вёл счёт сердцам умерших.
Сперва его изображали животным (или некоей смесью животных):
- дикая собака;
- чёрный шакал;
- охотничий пёс.

Данный образ возник не случайно, жители стран Северной Африки настороженно относились к шакалам, так как те разрывали захоронения. Чтобы изменить это, было принято обожествить данное животное, связав его с именем Анубиса. Также полагали, что бродячие собаки и шакалы смогут оберегать могилы. К тому же они обитали в пустынях, считающихся началом другого, загробного мира.
Со временем образ Анубиса обрёл человеческий вид, только он всё равно имел голову одного из указанных животных, чаще всего – шакала. В этом проявлялось значение египетского бога смерти Анубиса:
- связь с загробным;
- защита;
- верность;
- охота;
- преданность.
Обычно его изображения были насыщенны чёрным цветом, который всегда встречался при похоронах великих правителей. В мифах указывается, что как раз Анубис и придумал похороны и мумифицирование.
Однако и другие цвета присущи этому божеству:
- белый – символизирует бинты;
- зелёный – символизирует возрождение.
Все, кто был связан с ритуалами поклонения ему и похорон использовали соответствующие атрибуты, что выражало почтение к Анубису:
- маска шакала;
- жезл с собачьей шкурой;
- посох с изображением головы шакала.
Уважение к символичным животным достигло того, что при храмах держали собаку или шакала, когда этот священный зверь умирал, его тело бальзамировали и оставляли в том же храме.
Анубис, значение египетского бога смерти в культуре
Первое значение египетского бога смерти Анубиса было связано с мумиями и их защитой. Затем главенствующую роль в пантеоне стал занимать Осирис, немного сдвигая права своего сына, ставшего слугой и помощником. Он и дальше занимался умершими, провожал души в загробную жизнь и доставлял их на суд, где сам взвешивал сердца, измеряя количество совести.
Согласно мифам древнего Египта чистое сердце должно быть легшее пёрышка богини Маат, которая отвечала за истину и справедливость. Если взвешенная Анубисом душа была такой, то покойника отправляли в рай, иначе – грешник сразу же был съеденн грозным зверем по имени Амат, имеющим смешанную внешность (львиное туловище, крокодилья голова).
В общем, различные значения египетский бог смерти Анубис имел, однако все они связаны напрямую:
- повелитель священной земли;
- первый, кто встречает умершего;
- хранитель могил;
- управляющий гробницами;
- исполнитель приказов Осириса.
Наибольшая популярность поклонения Анубису зафиксирована при Новом царстве, тогда его изображение имелось почти во всех гробницах, причём не только фараонов, но и их подчинённых.
Помимо прямых описанных обязанностей Анубис, египетский бог смерти, соотносился ещё и с магическими знаниями, к нему взывали маги для получения защиты и дара предсказания.
Слава о нём и влияние распространились на все области Египта, и даже разнеслись по Средиземноморью. Упоминания имеются в древних трудах и египтян, и греков, которые также поклонялись этому богу загробного мира, объединив его с Гермесом. О нём писали:
- Плутарх;
- Страбон;
- Вергилий.
Поклонение этому богу стало настолько распространённым потому, что египтяне интересовались загробной жизнью намного больше, чем бренной жизнью на Земле. Поэтому почитали Анубиса искренне и всецело, чтобы с честью пройти суд мёртвых и затем вернуться в своё тело, которое останется сохранным благодаря бальзамированию, придуманному тем же самым божеством.