Африка – континент разнообразий, здесь много не только народов, природных особенностей и культур, но и религий, причём в каждой стране может встречаться их большое количество.
Тот или иной африканский субрегион имеет свои предпочтения в религиозном плане, что, в основном, связано со сложившейся культурой стран Африки и историей.
Так, ислам в северной Африке более распространён, чем южнее Сахары, где больше христиан.
Впервые такой контакт произошёл в Нубии, что случилось где-то в 641 году. Там же построили первую мечеть через 10 лет, и тогда началась популяризация этой религии в Африке.
Изначальное распространение ислама проходило несколькими путями, и связано по большей части с торговыми связями этого региона.
Североафриканские страны во все времена развивались обособлено от остальных, чему способствовало их местоположение:
- близость к Западной Европе;
- расположение на важнейших торговых путях;
- отделение от остальной Африки огромной пустыней.
Такое активное продвижение ислама в Африке было невыгодно европейцам, да и африканцы не всегда его приветствовали, что подтверждает древняя история Эфиопии являющейся христианской державой. И всё же эта религия постепенно укоренялась даже в этой стране, где некоторые районы стали мусульманскими.
Сперва торговцы из племён берберов обратились в эту веру, потому что эти религиозные традиции эффективно управляли различными процессами торговли – всевозможные договора и операции регулировались законодательно. Затем они уже её распространяли, доставляя вместе с товарами через всю Сахару и в суахильские страны.
Красное море, а также побережье Нила, стали мусульманскими, обратились в ислам и те племена, которые кочевали по северной части Восточной Африки. Далее процесс затронул суданские племена, всегда придерживающиеся язычества, первыми из них стали:
Центрами африканского ислама стали крупные города:
По всевозможным торговым путям ислам продолжал и дальше проникать на Чёрный материк, этому способствовали нубийцы и египтяне, продающие товары в Западном Судане. Также велась активная деятельность миссионеров.
Нужно отметить, что ислам в Африке внедрялся миролюбиво, без войн, ведь он приживался за счёт:
- торговли;
- смешанных браков;
- образования;
- продвижения арабов.
Насильно навязывание происходило лишь в начале, затем от таких мер отказались, так как отпала данная необходимость. Первыми к исламу приходили правители, а их подданные уже следовали за ними.
Продвижение ислама имело различные направления, и этот процесс по сей день активен, ведь чаще всего исламские африканские страны характеризуются неплохим развитием. Даже священное писание мусульман в Африке на благо земледелия ставится, чтобы возделывать земли в соответствии с религией, тем самым и о земле заботятся, и пропагандируют соблюдение религиозных правил.
Даже европейские колонизаторы помогали проникновению новой религии, так как в Африку часто привозились для работы люди, обращённые именно в ислам, например индийские эмигранты на юге.
Ислам в северной Африке
Амр ибн аль-Аас завоевал в 640-м году Египет и те страны, которые находились на средиземноморском побережье. Через пару лет он присоединил к своим владениям:
- Северный Алжир;
- Западный Тунис;
- Почти всю площадь Сахары.
С той поры и начал распространяться ислам в северной Африке, где он прочно закрепился навеки. Затем Укбах Ибн Нафи принёс эту религию в Марокко, в итоге новые верования дошли до Атлантического океана.
Теперь половина всех приверженцев ислама живёт именно в северном субрегионе, причём в Египте сосредоточена пятая часть мусульман Африки.
И всё же исламские традиции подверглись влиянию местных африканских культур, которые были колоритными и разнообразными. Результатом стала религия, которая могла:
- быстро развиваться;
- обогащать культуру;
- стать центральной в мире.
Арабы вместе с исламом в северной Африке пропагандировали и своё письмо, а также принесли все свои научные и культурные находки, что способствовало активному росту этого региона во всех направлениях.
Здесь же и говорят на арабском языке, на котором написан Коран. Этому языку учили во всех заведениях, на нём официально общались.
Арабские обычаи вошли в привычную жизнь здешних народов, немного, конечно, изменившись. Однако африканцы однозначно стали жить иначе, привыкнув к новым традициям. Все местные постройки отличаются своей стилистикой от традиционных, так как возводились в соответствии с арабскими требованиями.
Особенностью североафриканских стран является и то, что церковь не была обособленной организацией, обычно она объединялась с политикой, поэтому нормальным явлением было – религиозные личности управляли странами.
В связи с этим все действия следовало соотносить с мусульманским учением и Кораном, также религиозный авторитет считался беспрекословным.
Среди традиций ислама в африканских странах обязательными были:
- каждодневные молитвы (пять раз);
- особый месячный пост;
- паломничество;
- раздача милостыны.