африканские львята
Мир Африки

Море информации об африканском континенте

ГлавнаяКультура АфрикиСтили африканской музыки
Обалдеть!

 

Есть мнение?

Вы были в Африке?

17 декабря 2013

Стили африканской музыки

article10.jpg

В предыдущих публикациях мы уже рассказывали об африканской музыке сегодня. Теперь настало время рассмотреть традиционные музыкальные стили музыки в Африке. Ведь это незаменимое средство общения и коммуникации.

Разные ритмы часто служат основой объединения разных народов. В древних африканских традициях, когда два племени собиралась воевать, они часто садились напротив друг друга и играли на своих барабанах.
Если их ритмы сливались в унисон или образовывали красивые совместные рисунки, племена объединялись в одно или становились братскими. В этом самое важное значение музыки — объединение и сонастройка разных людей вместе.

Различные направления в музыке формируют единство. Основная черта традиционной музыки Африки это подчеркнутая гармония определенного контекста каждого частного элемента и его неразрывная и гармоничная связь с целым. Музыка способствует взаимодействию между людьми и дает им связь в общности.

Стили современной народной музыки Африки

Здесь мы рассмотрим некоторые основные стили современного африканского музыкального искусства.Стили современной африканской музыки

• Хауса и фуджи
• Гриот и Джали
• Морна и Макосса

Фуджи

Этот стиль образовался из древнего музыкального направления апала, музыки жителей Йоруба. Это музыкальные ритмы, раньше имевшие религиозную нагрузку и впоследствии превратившиеся в танцевальные.

Мусульманские традиционные песнопения накладываются на древние африканские ритмы но уже без религиозной направленности того и другого.

Кроме барабанов в этой музыке основную роль играет гавайская гитара с ритмами мамбы, во многом определяя его танцевальную направленность.

Стиль основал Sikiru Ayinde, нигерийский исполнитель, который в конце 70х годов сравнивал свою музыку с горой Фуджи, благодаря чему стиль получил свое название. Ayinla Kollington и Wasiu Barrister продолжили работу в данном направлении.

Стили музыки в Африке - Хауса

Народность хауса также живет на территории современной Нигерии в зоне распространения ислама. Музыка хауса состоит из слияния этнических традиций местности и исламского вокала. Хвалы Аллаху поются под аккомпанимент лютней и говорящих барабанов, где мелодичность играет первостепенную роль.

Причем в сельской местности стиль хауса представлен более разнообразными этническими аспектами , в то время как в городах первичное значение имеет исламская традиция. Основная музыкальная линия играется на небольших барабанах при поддержке лютни и скрипки.

Джали

Этот стиль африканской музыки родился в районе Манде. Древнее общество Манде имело строго иерархический порядок, где музыканты, исполняющие данную музыку принадлежали к особой касте, состоявшей из музыкантов и ремесленников. Джали - так назывались потомственные музыканты, игравшие эту музыку.

Африканская Музыка сегодняВсе представители данной профессии имели определенные фамилии, и вид деятельности передавался строго по родству. До сих пор люди родившиеся в семье джали рассматриваются именно как джали, даже если они никогда не брали в руки никакого инструмента. Им покровительствовали представители высшей касты из правящего сословия.

Одна легенда рассказывает о музыканте, который трижды искушал пророка Мухаммада неверием и трижды замерзал, после чего уверовал и запел молитвы и восхваления Аллаху. С тех пор восхваления Всевышнего — основная тема джали.

"Знатный человек не будет говорить свободно с каким-нибудь представителем своего же класса, потому как он может стать противником, в то же время музыкантам доверять можно, поскольку они не представляют никакой угрозы... Они - журналисты, рассказывающие как о настоящем, так и о событиях из прошлого. Искусство джали кроется в их способности возносить молитвы, которые давали нашим королям смелость для победы в боях"— так говорит о своем искусстве выдающийся современный исполнитель Джали Ньяма Сусо.

Джали всегда жили при дворах своих князей и выполняли функции советников, посредников и просто друзей и доверенных лиц. Благодаря искусству пения и речи они были идеальными посредниками и выполняли важные социальные роли. Улаживали конфликты, служили сватами и послами. Традиционно джали жили за счет великодушия своих покровителей. Они никогда не получали плату, но принимали разного рода подарки, иногда очень ценные, такие как надел земли, животные или рабы.

Каждый джали находится в состоянии честной и искренней дружбы со своими покровителями. Поэтому в песнях имеются постоянные напоминания о необходимости быть терпимыми и лояльными во взаимоотношениях между людьми. Миротворческая миссия и молитвенные песнопения основной смысл работы джали. В современном обществе они также взаимодействуют с современными президентами и политиками Африки.

Также на нашем сайте вы подробно можете узнать и о таком отдельно направлении, как африканский стиль регги сможете послушать некоторые композиции и узнать об известных современных исполнителях.

Макосса

Рассматривая различные стили музыки нельзя не отметить и следующий современный стиль Макосса, который достиг своей популярности в 70-80 годах прошлого века. Зародившись в Камеруне быстро получил популярность благодаря талантливым исполнителям современности. Это народные песни и танцы, исполняющиеся на гитарах и аккордеонах. В 80 годах макосса стал очень популярен в Париже, где его ритмы легли в основу электронной танцевальной музыки для клубов. Известные исполнители макосса: Bebe Manga, Eboa Lotin, Misse Ngoh, Lapiro Mbanga, San Fan Thomas. 

Морна

Национальный песенный жанр в Кабо Верде. Морна это что-то среднее между музыкой и поэзией. Здесь находит свое отражение вся душа народа Кабо Верде. Морна образовалась из слияния португальской фаду, ритмов древней Анголы и португало-бразильской модиньи. Классические темы длинных меланхолических поэм, характерных для данного стиля это смерть и любовь, встречи и разлуки, путешествия и возвращения к родным и любимым. Иногда морна это бодрые сатирические импровизации, но чаще душевная и меланхолическая музыка.Африканские исполнители

До появления электрических инструментов морны исполнялись в основном на струнных, часто с аккордеоном и пианино. Классическое звучание морны — высокие струнные звуки, иногда использовалась гитара. Кавакиньо и виола, инструменты похожие на гитару, имеющие соответственно 4 и 12 струн чаще всего звучат в ранних записях морн.

Именно они дают узнаваемые характерные высокие звуки. Основной ритм выделяется, как правило маракасами. В современном исполнении часто участвуют много европейских инструментов, вплоть до ударной установки. Самая известная исполнительница данного жанра Сезария Эвора. Она хорошо известна в России, неоднократно приезжала с концертами. Также достаточно известны скрипач Джосиньо и певец Бана, продолжающий свои выступления до сих пор. Существует еще много известных исполнителей.

Гриот

Музыкальный стиль по сути не имеющий никакого отношения к музыке. Это по большей части традиции рассказывания разных историй. В Африке нет большого различия между певцом и рассказчиком, и то и другое делается в основном под ритмические аккомпанименты. С древних времен существовали странствующие рассказчики, являющиеся хранителями древних культурных традиций. То тут то там они собирали вокруг себя людей и вели свое повествование про увиденное и услышанное в разных местах. Они рассказывали истории предков, легенды и сказания дошли до наших дней именно благодаря таким людям.

Как и джали, гриот всегда вне политики и человеческих страстей. Свои рассказы они сопровождали игрой на коре или барабане. От них ведет свои корни традиционный современный рэп.

Умар Бин Хассан — современный рэп исполнитель, подчеркивающий корни гриот в своем творчестве. Он активно использует в своих записях музыку народных инструментов, приглашая известных музыкантов с этническими инструментами.

Так мы с вами разобрали все известные стили музыки в Африке. Теперь узнайте об африканской культуре сегодня.

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Как!? Вы еще не читали?