африканские львята
Мир Африки

Море информации об африканском континенте

бесплатно биткоин

ГлавнаяКультура АфрикиНаскальные рисунки - петроглифы
Успей собрать!

бесплатно биткоин

 

Есть мнение?

Вы были в Африке?

15 октября 2015

Наскальные рисунки - петроглифы

article546.jpg

Для многих людей наскальные рисунки Африки остаются загадкой по сей день, но нет ничего красивее, чем эта старинная доисторическая живопись.

Национальные парки и заповедники Африки не все могут похвастаться наличием сохранившихся петроглифов, которые были нанесены на скалы еще во времена охотничьего периода.

Сюда относится Сахара и Северная Африка, горы Джебель-Амур и Ксур, Тассилин-Аджар, Феццане и Тибести.

Чаще всего в Африке изображали Древнего буйвола. Считается, что это животное вымерло незадолго до нашей эры. А вот раньше буйволов здесь было много, причем охотились тут на них так же, как в Европе на бизонов.

Петроглифов этого периода было много. Не только буйвол изображался на скалах, но и разнообразные животные, мифические существа, а также другие непонятные объекты.

Некоторые исследователи уверены, что африканцы, в частности египтяне, пытались донести до будущих поколений с помощью наскальных рисунков информацию об опасности, которая их могла бы поджидать либо с далеких земель, либо даже с неба (из космоса).

наскальные рисунки

Культура Африки такова, что она иногда предполагала нанесение одних изображений поверх других.

На этот счет вот что говорят психологи: жители Африки создавали некий фильмы, который могли просматривать нескольким поколениями.

Таким образом, нанося один наскальный рисунок на другой, африканцы продлевали исторические события, которые они олицетворяли в виде изображений.

Самые крупные наскальные рисунки Африки

Гора Ксур отличается тем, что на ней вырезана огромная наскальная фигура буйвола. Причем и тело, и рога достаточно симметрично отображены древними людьми.

Размер наскального рисунка – около 3 метра, причем линия выреза максимально ровная и отточенная.

Сегодня так и не представляется возможным установить, с помощью какого инструменты вырезались наскальные изображения, поскольку если учитывать особенности развития человека тех времен, которые установила современная наука, то у человека на тот момент мог быть только заостренный камень.

Но как можно вырезать с помощью камня на камне настолько ровную линию? Остается загадкой.

наскальные рисунки

Среди самых крупных, сохранившихся по сей день, наскальных рисунков можно встретить такие:

  • Тассилин-Аджар. Уэд Джерат. Здесь изображен носорог, который достигает высоты 8 метров;
  • Тассилин-Аджар. Уэд Джерат. Композиция наскальных рисунков состоит из жирафов, которая включает фигуры животных (по 7 метров в высоту). Всего композиция занимает больше 80 квадратных метров на поверхности скалы.

Большинство петроглифов на самом деле поражают даже современного человека.

наскальные рисунки

Чтобы изобразить, точнее вырезать, подобное крупное изображение, нужно было бы владеть уникальным даром, если работа должна была производиться с помощью камня.

наскальные рисунки

Также остались не забыты Египетские боги, изображения которых были нанесены немного в непривычной для нас форме. Но именно так, видели их древние египтяне.

наскальные рисунки

Мало наскальных рисунков сохранилось в Африке, но сегодня доказано, что большинство из тех, которые когда-то существовали, только частично повредились, деформировались, разрушились или рассыпались, но определить их возраст и то, что было вырезано, вполне возможно.

Как рисовались наскальные рисунки

наскальные рисунки

Существует теория, в соответствии с которой петроглифы проходили такие стадии обработки:

  • сначала с помощью каменного молотка набивался «набросок»;
  • далее выемка, образованная молотком, подчищалась и обрабатывалась;
  • затем наскальный рисунок шлифовали;
  • при необходимости наносили краски.

Такой вывод удалось сделать после того, как были найдены одни из самых древних наскальных рисунков в Африке.

На начальных этапах развития живописи выемки не шлифовались, поэтому до сих пор можно наблюдать углубления от ударов.

В последующем, как предполагается, африканцы научились шлифовать и делать линии более аккуратными. Что они использовали для шлифовки – точно не установлено.

Одна из самых популярных композиций наскальных рисунков, где нарисован то ли ритуал, то ли шествие людей с головами шакалов, был сильно поврежден.

Несмотря на то, что скалы – это твердая порода, годы, перепады температур и дожди дали о себе знать.

Где можно увидеть наскальные рисунки в Африке

наскальные рисунки

В Африке петроглифы сохранились в таких государствах:

  • Эфиопия;
  • Танзания;
  • Алжир;
  • Марокко;
  • Ливия;
  • Кения;
  • Замбия;
  • Мозамбик;
  • Ангола;
  • Заир.

Список можно расширять, но основное количество примеров наскальной живописи сосредоточено именно здесь.

Интересно особенно то, что в Европе тоже была распространена наскальная живопись, но именно в Африке она сохранилась лучше, причем касается это даже пещер, где высокий уровень влажности и неблагоприятные условия для сохранения структуры поверхности скал.

Впрочем, одно из основных отличий африканских наскальных рисунков состоит в том, что она часто предполагала применение красящего элемента, оксида железа, который придавал петроглифам светло-желтый оттенок. А вот в той же Европе этот цвет не использовался, зато в почете был красный и все его оттенки.

Комментарии (2)
0 # 1 декабря 2015 в 23:30 0
Думаю, закономерно, что Африка богата наскальными рисунками. Ведь большинство учёных считают, что именно из Африки человечество шагнуло на другие континенты. И, возможно, это была сборная солянка из первобытных племён и представителей предшествовавшей им рассы, по-другому объяснить уровень выполнения некоторых петроглифов, трудно, разве что ещё говорить об инопланетянах или иновременянах.
0 # 1 мая 2016 в 23:03 0
Эти наскальные рисунки еще более поражают воображение, если знать хоть примерно технологию обработки камня. С теми примитивными инструментами на создание одного такого изображения могли понадобиться месяцы и даже годы.

И вот что интересно - видимо, этим рисункам придавалось очень большое значение, ведь жизнь была тяжелой, постоянно в поисках пищи и сражениях с дикими животными, люди жили в среднем 18-20 лет и мало кто доживал до сорока. Каждый человек был на счету. А тут нужно содержать и кормить целого художника или даже двух, приносить им еду и обеспечивать свободное время и защиту!
Как!? Вы еще не читали?